По данным Европейского института статистики, экономика Испании и Италии пострадали от пандемии больше всех. Пилотный проект по введению четырехдневной рабочей недели в Испании является одной из мер по устранению последствий коронавируса. Подобная мера, несомненно, может увеличить производительность труда, однако происходить это будет только в тех компаниях, в которых работа сотрудников оценивается по результатам. В тех же, где оплата труда зависит от количества рабочих часов, сокращение рабочей недели скорее всего не будет выгодно. Компаний такого типа особенно много в странах южной Европы.
Кроме того, существуют сферы деятельности, в которых многие задачи не могут быть выполнены за меньшее время и требуют физического присутствия, как например, сфера здравоохранения. Сфере услуг будет особенно трудно сохранить прибыль в таких условиях. Для сохранения высокого уровня сервиса и достаточного количества гостей компании будут вынуждены нанимать дополнительных работников, что отрицательно скажется на их расходах. При таких условиях только активная поддержка государства может принести выгоду компании. В период пандемии и в условиях растущей безработицы увеличение штата сотрудников — это шанс улучшить ситуацию и обеспечить население новыми рабочими местами.
Так как из-за кризиса население испытывает финансовые трудности, множество людей помимо основной пятидневной работы в офисе, подрабатывают на выходных. Для них сокращение рабочей недели будет прекрасной возможностью получить дополнительный заработок.
Все вышесказанное не означает, что сокращение рабочей недели в Испании до 32 часов не принесет выгоды. Существует довольно много компаний, в том числе в самой Испании и в Италии, которые практикуют данную систему и имеют положительные результаты. Однако все эти компании внедрили четырехдневную неделю в условиях стабильности развития, а не в качестве выхода из финансового кризиса. Стоит также отметить, что положительный эффект от сокращения рабочего времени был заметен не сразу.
На мой взгляд, введение четырехдневной рабочей недели — не самый лучший метод устранения последствий кризиса, особенно учитывая реалии нашего времени. Однако, если программа принесет положительные результаты, то это будет отличной новостью и наглядным примером для многих других компаний, которые пока не решились сократить количество рабочих дней