ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Пенсия в Нидерландах — личный опыт
Автор: Галина Павлова, доцент университета МГСУ на пенсии
Фото: Philippe Bout on Unsplash
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Пенсия в Нидерландах — личный опыт
Автор: Галина Павлова, доцент университета МГСУ на пенсии
Фото: Philippe Bout on Unsplash

Галина Павлова
Нидерланды
Доцент университета МГСУ на пенсии. Переехала в Нидерланды в 2015 году в возрасте 56 лет. Замужем, живет в Роттердаме, участвует в благотворительных программах, ведет социально активную жизнь.
Система образования пенсии в Нидерландах довольно сложная. Пенсионные начисления состоят из нескольких частей. Первую — платит государство, просто потому что вы гражданин Нидерландов и достигли пенсионного возраста. Эту часть будут платить и мне, что удивительно, ведь я ни дня здесь не проработала. Остальные доли пенсии платят все предприятия, на которых вы трудились, или одно предприятие, если вы на нем проработали всю жизнь.

Размер средней пенсии мне найти не удалось, к тому же такие сведения достижимы в размере «брутто», то есть до вычета налогов. В нашей семье пенсия, после всех вычетов, получается около 2 000 евро у каждого, кроме меня.

Однако что бы ни случилось, гражданин Нидерландов не может быть голодным и нищим. Существует так называемый социальный минимум, на который может рассчитывать любой, даже никогда не работавший человек. Сейчас это около
1 700 евро в месяц на двоих, но с этой суммы надо платить налоги.

Налоги

Налоги в Нидерландах — отдельная тема. Они здесь страшно высокие. Например, у моего мужа, механика высшего класса, налог на зарплату составлял 44%. Налоги берутся со всех доходов: даже с минимальной зарплаты или пенсии. Причем минимальный налог тоже немаленький — 38%.

Однако для людей «на минималке» вступает в силу система социальной защиты. Она может оплачивать часть расходов на жилье, медицинские страховки, вернуть часть налогов, назначить социальные выплаты. А все крупные супермаркеты Нидерландов передают часть продуктов в специальные магазины, где нуждающиеся голландцы могут раз в неделю набрать еды бесплатно.

Однако люди, пользующиеся такими льготами, не должны иметь банковских счетов или хорошего дома в собственности.
Автор: Mikhail на Pexels

История «старичка», попавшего под сокращение

Я переехала в Нидерланды в 2015 году и вышла замуж за специалиста по корабельным моторам. Мне на тот момент было 56 лет, Эдварду, моему мужу — 61 год. Сейчас здесь пенсионный возраст начинается в 67 лет вне зависимости от пола, но он наступал поэтапно и со всякими корректировками, поэтому у Эда пенсия ожидалась в 66 лет с небольшим. Для меня сначала это было шоком. Мой бедный муж должен в своем преклонном возрасте пахать? Бегать по корабельным трапам с тяжелой аппаратурой еще 5 лет?

А потом в фирме, где работал Эд, произошли сокращения — среди прочих уволили его коллегу незадолго до пенсии. У меня мир перевернулся! В моей русской голове появилась такая картина: старичка незадолго до пенсии вышвырнули с работы, а остальным сотрудникам все равно. Ведь даже Эд рассказал мне об этом абсолютно спокойным тоном. Волчий оскал капитализма — правильно нас в школе учили. Как с этим жить?

Ночь я не спала: перед глазами стоял уволенный старичок. Вечером за ужином Эдвард сказал, что много есть сегодня не может, потому что уволенный коллега угостил их кофе с тортом. Я представила, как выкинутый на обочину жизни ветеран труда принес тортик равнодушным коллегам — и зарыдала в голос. Эдвард начал спрашивать, что со мной происходит. И тут я все ему рассказала и про «акул империализма» и про «человек человеку волк».
Муж принес карандаш и начал объяснять: коллега проработал на фирму 42 года, и фирма его по каким-то причинам уволила. По закону ему будут платить полуторный оклад столько месяцев, сколько он проработал на этой работе — 3,5 года. А там и пенсия.

Наша с Эдом история

Уход Эда на пенсию стал мне представляться таким же блистательным. Однако его, заметно ожившего, помолодевшего и готового к трудовым подвигам, никто и не думал увольнять. Я видела, как Эдварду все тяжелее дается работа и начала пресекать все его сверхурочные и работу по выходным. Очень радовал тот факт, что за несколько лет до пенсии начинает расти период оплачиваемого отпуска. У Эда последние два года он составлял 60 рабочих дней, не считая выходных и праздников. В Нидерландах также для работающих предпенсионеров есть блестящая возможность: работать на один день в неделю меньше. Потеря в зарплате при этом составит всего 10%. А можно пойти еще дальше и работать всего три дня в неделю, потеряв в зарплате 20%. Однако Эдвард категорически отказался воспользоваться этими благами и доработал до заслуженной пенсии. Уже несколько месяцев он пенсионер, для меня это радостная новость, ведь теперь мы сможем проводить больше времени вместе!
Галина и Эдвард
Сейчас мы хотим купить уютный домик в тихом месте в собственность. Часть стоимости дома нам придется взять в ипотеку. Точный размер процентов нам вскоре уточнят, но при пенсии Эдварда он составит около 1,3% годовых.

Сейчас у нас есть накопления, как и у большинства голландцев. Но бывают разные ситуации. Например, когда первая жена Эда заболела раком, ее лечили по страховке. Но пришел момент, когда химиотерапия перестала помогать и врачи сказали, что единственный шанс — операция, которую можно сделать в Германии и которая страховкой не покрывается. Шанс, что это поможет, крайне невелик, но он есть. Эд оплатил операцию и дальнейшее пребывание в клинике до самой смерти жены. За это пришлось отдать все накопления и еще взять кредит в банке.

Сравнение с российской пенсией

Пенсия в России оставляет желать лучшего — без подработки или помощи близких прожить на нее сложно. Пенсионная система в России устроена так, что сначала ты получаешь минимальные деньги, а потом размер пенсии начинает очень медленно расти.

Мне повезло выйти на пенсию в 55, в 2015 году. На момент выхода она составляла чуть более 11 000 рублей. Я решила попробовать на нее прожить. Моя недельная закупка еды состояла из кочана капусты и шести яблок. Раз в две недели я покупала лимон и раз в месяц крупу. Из капусты я варила суп, тушила и делала салат. Из трех яблок и пары ломтиков лимона делала компот, которого хватало на три дня. Из вареных фруктов делала мусс. Так жить, оказалось, можно, но недолго: через год капустно-яблочной диеты я похудела с 50 до 43 кг и начала болеть.

Но если удается дожить до возраста 90+, как мой папа, проработать до 83 лет профессором университета и быть инвалидом войны, то пенсия в 53 000 рублей позволяет жить, нормально питаться и даже иметь сиделку. Правда, сколько их осталось, таких ветеранов? Да еще если сравнивать «щедрую» пенсию папы, у которого до сих пор часть осколков, полученных под Курском, не вышла, с пенсиями ветеранов Германии…

И есть еще один важный момент. В Нидерландах после смерти супруга оставшийся в живых получает большую часть пенсии покойного. Но даже думать на эту тему тяжело.

Российские и нидерландские пенсионеры

Мне до сих пор бросается в глаза, что в Голландии пожилые люди часто улыбаются широкими белозубыми улыбками, элегантно одеты и очень доброжелательны. В этом мой папа на них похож, он оптимист по жизни. Но если жизнь папы сейчас в основном — это наши новости и события, его детей и внуков, то тетю Джейн с друзьями интересует буквально все: выборы в Америке, голодающие дети в Африке, изменение климата и защита животных. Все обязательно переводят средства в помощь чему-либо или кому-либо. И все очень любят смотреть спортивные программы, буквально по всем видам спорта.

Три года назад в нашей семье произошел очень показательный, на мой взгляд, случай. Наша самая старшая родственница, тоже Джейн, которой на тот момент было 105 лет, купила себе к Рождеству нарядное платье, сделала прическу и позвонила детям: «У кого празднуем Рождество в этом году?»
Дети ответили:
Мама, нам за 80 лет, мы старые люди, какое Рождество?
Старшая Джейн, как ее зовут в семье, не расстроилась, села на скутер и поехала в супермаркет, где накупила вкусняшек и шампанского, надела любимые украшения и провела прекрасный вечер перед телевизором. Детям стало стыдно, в дальнейшем они снова возобновили традицию праздновать Рождество.

Пенсионный возраст в России повысился до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Увеличение возраста будет происходить поэтапно в течение 10 лет.
Мнение автора статьи и редакции может не совпадать.
Если статья оказалась полезной, поделитесь ей с друзьями!
SMART ОБУЧЕНИЕ
Вебинар «Пенсия в Европе: быстрее, чем вы думаете»
ВЕБИНАР В ЗАПИСИ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Кристина Байкова, финансовый консультант и сооснователь SMART интеграции, о том, что важно знать о пенсии в Европе и почему о ней нужно задуматься прямо сейчас
Подпишитесь на наши социальные медиа — читайте материалы первыми.